Нельзя изменять

Опубликовал: Svetikраздел: Статьи о любви

Как известно, “Браки совершаются на небесах”. То есть Бог - покровитель любви. Тогда чем же являются чувства, которые порой возникают у жены или мужа к кому-то третьему? Могут ли они быть любовью? А если это любовь - достаточный ли она повод для измены? Как же правило: нельзя изменять?

Можно заставить себя не любить
Всегда может встретиться кто-то, кто будет интереснее, умнее, красивее, добрее и во всех отношениях лучше супруга (супруги). И даже может возникнуть симпатия. Но это не значит, что нужно идти на поводу у этих симпатий и влечений.
А если я вдруг «понял», что я «полюбил» этого другого человека… Первый вопрос – какой любовью я его полюбил?
Страстное помрачение не всегда на уровне эроса. Один мой знакомый, которому уже за 60 лет, пишущий стихи, нашел слушательницу. Она тоже пишет. И он собрался разводиться со своей женой! Хотя вообще эта семья духовная, порядочная. И вдруг такое – «седина в бороду, бес в ребро».
А вот другой человек даже и развёлся. В коллективе, где он трудился, у молодой женщины случилось несчастье. Он стал ей помогать. То одно, то другое. Жене рассказывает, какие тяжёлые обстоятельства у его сослуживицы, советуется. Жалел, жалел. Помогал, помогал. Да и влюбился. Ушёл из семьи, оставив двух ребят.
Любовью это никак не назовешь. Соблазняет на это дьявол. А Господь попускает, чтобы испытать человека, как он будет с этим чувством бороться. Как говорят святые отцы, «не сиди с вином и чужой женщиной». Потому что это соблазн. От соблазнов нужно бегать. А можно не бегать – можно заглядываться. Это прямой путь к измене.
Есть хороший советский фильм – «Отчий дом». Молодая городская девчушка студентка впервые приезжает в деревню и влюбляется в немолодого, но очень симпатичного председателя колхоза. На её признание он отвечает: «Не надо!», в том смысле, что она не должна любить его. Девушка возражает, как из книжки: «Разве можно заставить себя любить или не любить?». На что он: «Любить заставить себя нельзя. А не любить – можно!».
Можно заставить себя не любить! То есть, в данном случае, – не распускаться.
Когда человек это преодолеет, он поймет, какое богатство он приобрел в семейной жизни. И это ни с чем не сравнить. Это то, чего не знают люди, которые «до безумия» любят друг друга. А вот приобрести такое сокровище, как семьянин, который честно прожил свою жизнь, не соблазнившись на других… Это сложно, но можно, правда для этого нужно время. И если человек преодолевает себя, побеждает, то он будет вознагражден Господом.

                                                                  Протоиерей Сергий Николаев

Это испытание на прочность
Такая любовь случается. Как говорил Господь: «надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». Это о чём говорит? Если ты соблазнил чужую жену или ты соблазнила чужого мужа, все пострадают, но ты больше всех. Потому что до тебя у них какая-никакая, а семья была.
– Но как может быть, что если Бог благословил эту любовь, этот брак в таинстве венчания, Он потом посылает новую любовь, разрушающую первую?
– Нет, Бог ничего не разрушает.
Вот такая аналогия, может, не очень красивая. Футбол. Все игроки знают правила. Если нарушил правила – будь любезен удалиться. «Ах, вот какой мерзавец судья, за что он меня наказал». Но разве виноват судья? А Бог даже не этот судья, который на поле. Бог вообще всё это устроил. Собрал по кирпичику, подогнал по волосинке – всё отлично, всё совершенно. А дальше уж как мы будем пользоваться этим.
Мы нарушаем – а потом начинаем на кого-то обижаться.
– Но неужели это чувство, вторгающееся в жизнь семьи, в святыню, может быть любовью?
– Я бы это назвал испытанием на прочность. И если двое решили быть семьей, решили быть верны своей семье, то они устоят. Потому что для них самое важное – семья. Зубами поскрипят, покряхтят, помолятся лишний раз – и устоят.
И это чувство пройдёт. Проходит! Имею собственный опыт. Не надо думать, что «это чувство сильнее меня. Я уже ничего не могу с собой поделать». Можем!
После того как переживёшь это испытание, испытываешь такое благодарное чувство, такой прилив радости, который трудно даже описать. Даже как человек, работающий со словом, не могу найти адекватное словесное выражение. Такое нахлынет, такая «теплота супружества»!
Это как очищенное золото. Когда с золота сходит накипь, перегорают частицы примесей, оно становится всё чище и ярче. Подобное происходит с супружеством, когда оно проходит через такие испытания и остаётся верным себе.
Кроме того, себя уважать начинаешь. Уважать себя – это не гордыня. Это, наоборот, прилив мужества, стойкости, и даже смирения. Потому что, справившись с этим, с Божией помощью, ты понимаешь, что что-то стоишь.
И ты, действительно, начинаешь себя любить. Говорят, «надо любить себя». Вот, если человек любит себя по-настоящему, он удержится от этого преступления. Когда Господь говорит: «Возлюби ближнего как самого себя», – Он как раз о такой любви говорит. Потому что если ты себя любишь по-настоящему, ты подлости не совершишь – ни себе, ни ближнему.
– Значит, наверно и попускается нам такое испытание, чтобы семья очищалась?
– Да. А любая семья проходит через много испытаний. Дети болеют. Супруги болеют. И влюбчивость какая-то такая приходит. Но семья преодолевает это всё как кораблик.
Представьте себе кораблик. Они отплыли вдвоём. Протекает он поначалу, они его законопатят, когда буря, прижмутся покрепче друг к другу. Скрипит всё на волнах, но держится. И преодолевают всё потихонечку. Кончилась буря – и опять всё хорошо. Подымают парус, ясность, тишина, простор. А там ещё детки появляются – уже целая команда.
Наша семья – такой кораблик. И чем мы сплочённее, тем больше шансов устоять в бурях житейских. А если корабль, действительно, терпит испытание, один пытается его спасти, а другой за борт прыгает, тут шансов нет.

                                                                     Писатель Максим Яковлев

Успех - в одном человеке
– Может ли у человека в браке возникнуть любовь к кому-то третьему?
Конечно, может возникнуть мимолетное чувство, влюбленность, которое воспринимается как любовь. Я считаю, что в браке эта так называемая «любовь» приходит только как искушение, испытание.
– Что делать человеку со своими чувствами?
– А что ему можно делать? Отрезвиться, взяться за ум, взять на себя ответственность за этот конфликт.
Нужно бороться с искушением. Нужно прервать отношения. Сознавая свою слабость, держаться подальше от опасности. Нужно перебороть себя, мимолетное чувство, пока оно не затянуло в себя как в воронку. Нужно задействовать все свои силы, чтобы преодолеть эту ситуацию.
– Новые отношения кажутся ярче привычных благодаря своей новизне.
– Мы же должны искать новизну именно в семейных отношениях, а не где-то вне. Попытки найти отдушину в других отношениях могут накладываться на кризисные семейные периоды. Это может быть, когда жена забеременела и родила ребенка. В этот момент их семейный организм должен перестроиться из диады в триаду. Жена начинает уделять внимание ребенку. Она уходит немного в сторону, и мужу не достает внимания, он начинает ревновать к ребенку, начинает искать тепла где-то вне семьи. Хочется как-то уйти от сложностей, переключиться. И вот появляется кто-то, кто восполняет недостающее.
Если мужчина не понимает, что сейчас жена просто не может давать столько внимания, сколько она давала без ребенка, если он сам ещё находится на уровне недоразвитого члена семьи, то могут быть плохие последствия. Если же мужчина помогает жене в этот сложный отрезок времени, то жена, справившись с этой ситуацией, окрепнув, с благодарностью мужу потом всё отдаёт сполна.
Дальше, дети дошкольного периода, прибавляется хлопот, увеличиваются потребности. Мужчине и так не хватает внимания, а тут еще нужно поднапрячься и подумать, где бы больше зарплату найти… То есть идёт постоянная перестройка.
А когда кто-то один в семье ждёт, что в него и дальше будут идти и идти вливания, не считаясь с тем, что супруг не может тебе дать это в силу каких-то причин, то человек берет и уходит в сторону, находит «любовь» на стороне.
Есть такое понятие «психологический гомеостаз». В семье постоянно происходит процесс поиска равновесия между тем, что мы отдаем и получаем. Какую-то часть времени, пока супружеские отношения не стали крепкими, супруги присматриваются друг к другу. «Вот, я тебе дал больше, а ты мне меньше, я это делаю, а ты не делаешь». Так происходит какое-то время. Человек, который тянет на себя одеяло, требует внимания, может не выражать вслух недовольство недостатком внимания и заботы. А потом он неожиданно собирает чемодан, говорит, «я так жить больше не могу», и уходит. А она удивляется: «Я вообще не поняла, что произошло, у нас не было серьезных конфликтов, все было нормально». Для того, чтобы соблюдался психологический и эмоциональный баланс, нужно обсуждать все непонятные моменты во взаимоотношениях: что нравится, что не нравится, иначе можно получить тяжелую оплеуху.
– А если рассмотреть такую ситуацию: дети выросли, трудности прошли и возникает желание опять найти что-то на стороне. Мужчине кажется, что он уже вреда не нанесет, когда уйдет из семьи.
– Кризисы преодолеваются в течение всей жизни, рубеж за рубежом. Сейчас это модно, когда выполнили долг в семье, собирают чемоданы и уходят к молоденьким девушкам. И это признак нездоровой семьи, значит, эта семья жила не друг другом, а ради детей. Если дети видят, что мама и папа живут друг ради друга, то детей можно и не воспитывать, они уже вырастут хорошими людьми, хорошими семьянинами.
– Если была попытка уйти, его мучает совесть, сомнения, а она чувствует, что что-то не так. Как поступать ей и ему?
– Это, конечно, очень сложный период. Он называется «синдром опустевшего гнезда». Муж и жена в ужасе, ведь они так и не пришли к близости, они не стали единым целым. Видя себя чужими, они хотят скрыться друг от друга. Они хотят убежать друг от друга, чтобы не видеть плоды неудавшейся совместной жизни, освободиться от огромного чувства вины друг перед другом.
Почему они чужие? Мы близкие – это когда мы понимаем друг друга. Близкий всё может понять, всё может простить, а здесь этого не произошло. Огромная пропасть, взаимные обиды. Жили в суете, было много невысказанного.
Но все-таки они не разбежались, значит, было что-то, что их связывало. И если они ещё немного повернутся другу к другу, подсказка может прийти. Они возвращаются обратно друг к другу, к тому моменту, когда начиналась совместная жизнь. А что было в начале? Знаки внимания. Нужно вернуться к той фазе отношений. Идет повтор. Это плюс огромный, супруги опять становятся молодыми. Есть еще один повод раскрыть новые грани друг друга. Идет новое осмысление отношений. Есть возможность постигнуть то, что они не постигли, пока строили дом. Основные жизненные задачи они выполнили, и теперь идет более глубокое постижение смысла жизни.
Есть крылатая фраза: «Успех мужчины и женщины в одном человеке, а не во множестве», не в нескольких любовях. Успех раскрывается именно в том, когда ты с одним человеком. С одним от начала и до конца. Познать себя, познать, что является смыслом жизни, можно, проделав очень откровенную, серьезную работу над собой, через человека, который рядом с тобой, именно через твоего супруга. Когда мы его узнаем, мы узнаем себя.
– Получается, если человек постоянно разрывал семейные отношения, то он остается ребенком. Он не смог вырасти?
– Да, он не вырос в глубину. Он двигался только по горизонтали. Хватал по вершкам. Уход от своей половинки – это действительно уход от себя.
Нужно творчески подходить к процессу познания, как исследователи. Я именно её хочу узнать, почему она так себя повела, а как бы я себя повел. Насколько я могу любить долго, серьезно и глубоко? Любой творческий человек любит объект своего исследования, пока он не изучит, он не успокоится.
У нас вся жизнь впереди, и успокаиваться нет основания. Мне дан этот человек. Куда мне еще бежать? Мне Бог дал этого человека. Сколько бы мы ни повышали планку любви, всё равно нет предела.
– А если человеку кажется, что он вступил в брак без любви и поэтому может выйти из отношений?
– Такой потребительский подход, такая эгоистическая позиция удручает. Ты не любил, а этот человек, почему ты о нем не думал?
Я не раз встречала такую фразу: «случайность – принцип дураков». Случайностей не бывает. Если ты вступил в эти отношения – это твой выбор. Что отличает взрослого человека от ребенка? Взрослый человек отвечает за свои поступки. Он отвечает за свой выбор, прежде чем сделать какой-то шаг, он взвешивает. Ты ошибся – но ты за эту ошибку должен ответить. Ответь, пожалуйста, этому человеку – почему ты так поступил. Это накладывает чувство вины. Ты виноват, но тогда понеси некое наказание. Расквитайся с этим человеком – что ты ему должен? Компенсируй ему этот ущерб. Этот человек не думал, что ты ошибаешься, он тебя любил. Поставь себя на его место. Если ты не хочешь, чтобы с тобой плохо поступали, старайся сам так не поступать. И пусть этот человек ещё попробует тебя простить.
– Это, получается, опять духовный инфантилизм?
– Да. Что такое инфантилизм? Это эмоциональная незрелость. То есть ты не можешь отдавать чувства, ты хочешь только брать. Там ты влюбился – тебе легко. А здесь тяжело, здесь нужно созидать, нужно себя ломать, подогревать, стараться что-то изменить. Что-то холодок появился, может быть, я разлюбил? А почему? Может быть, я что-то не так делаю? А что я сделал, чтобы сохранить любовь? Пока я был все это время в отношениях – получается, я лгал и себе и этому человеку?..
Начинается разговор с самим с собой – и тогда всё может стать на свои места. Как быть с самим собой? Быть критичным, безжалостным: я не прав, я виноват.
Мы всё равно обязаны взрослеть. Так как дерево, не приносящее плода, срезают. Что такое плоды? Это зрелость. Если ты не смог осчастливить самого близкого человека, значит, ты жил напрасно.

                                                                     Психолог Ирина Рахимова

Сдаться такой любви – это слабость
– А что, если люди прожили долгое время в браке, и вдруг они понимают, что это «все не то». И вот встречается кто-то, с кем оказывается полная гармония и понимание, горячее чувство любви, и человек начинает задумываться, а может, моя жена (муж) – не моя половинка, а настоящая половинка – это тот, кто встретился сейчас? Может ли быть так, что брак заключен по какой-то ошибке и истина пришла только теперь? Как вести себя людям в такой ситуации?
Думаю, если такая ситуация возникла, то этому нужно сопротивляться, насколько возможно. Ведь вступив в брак, человек взял на себя определенный долг. Брак – не только влечение и радость от взаимного общения, это и долг служения друг другу. С христианской точки зрения, человек в такой ситуации должен сделать все, чтобы преодолеть соблазн.
Есть у Чингиза Айтматова в романе «И дольше века длится день» такая ситуация: главный герой, у которого прекрасная жена, с которой он прожил много лет, потом встречает женщину, к которой он испытывает сильное чувство, взаимное, но он понимает, что не может просто оставить свою жену. В этом романе сильно показан психологический момент борьбы между этими двумя началами – любовью к жене, которая все равно остается, но становится уже любовью несколько иного рода, и страстью к другой женщине. Едигей переживает страшную муку, ведь все силы души влекут его к той, другой, женщине. Айтматов не является христианским писателем, но в его романе показано как этот вопрос решается по-христиански, благодаря чему, в конце концов, сохраняется семья, герой преодолел свое чувство, он переболел его, не пошёл у него на поводу.
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые так поступают. Это высший образец. Хотелось бы, чтобы все так поступали. Но настаивать на том, чтобы всегда этот вопрос решался именно так, лично я не смогу.
Ко мне как к священнику приходили люди и рассказывали, что вот такая ситуация, пришло чувство. А там, в семье, не получится уже ничего. В таких случаях я всегда говорю: «Только вы сами можете принять решение. Закон знаете».
Это вопрос системы ценностей человека. Если человек в полной мере живет для Бога, Бог даст ему силы поступить по заповеди. А если это не такой человек? Ведь Сам Господь, когда давал заповедь не вступать во второй брак и, помните, ученики его устрашились: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться», ответил им: «не все вмещают слово сие, но кому дано».
То есть Господь, давая нам эту заповедь, говорит нам, как было бы идеальнее, лучше для нас. Но есть люди слабые. Кто-то не сможет.
Ведь вопрос можно поставить категорично: «Или ты поступишь так, или вообще сюда больше не приходи, тебе здесь делать нечего, потому что ты порушил всё!» А я говорю людям, что в идеале надо бы поступить вот так и так. Будешь молодец. Если же ты не сможешь, если твоя воля окажется слабее, чем твоё сердце, ну… будем каяться с тобой. Будем жить дальше, строить уже на этом фундаменте.
Почему Церковь, собственно, и благословляет вторые браки, хотя это, казалось бы, противоречит заповеди Божией. Этим благословением Церковь не возводит второй брак в правило, в закон, а лишь снисходит к человеческой немощи. В любом случае это немощь.
Я считаю, что человек должен сохранять верность супругу, несмотря ни на какие чувства, тем более, что чувства переменчивы и непостоянны, чувство может возникать одно за другим, и каждое из них будет претендовать на то, чтобы называться любовью. И в каждый момент человек будет убеждать себя, что это и есть его подлинная «половинка», и так и будет порхать с цветка на цветок…

                                                                    Протоиерей Игорь Гагарин

Умейте понять другого в минуту искушения
Любовь к постороннему в браке – это очень серьезное испытание.
Чаще всего, это бывает измена со стороны мужа, и самое тяжёлое испытание выпадает женщине. Обычно сразу начинается склока, раздор. Надо найти силы правильно себя повести, не броситься с гневом, обвинением, упреком в сторону мужа: «Ах, ты такой-сякой, подлец, ты предатель, кому я все годы свои лучшие отдала». В ответ на эти обвинения муж говорит: «Я бы так не ушёл, если бы ты вела себя по-другому, ты мне надоела, сколько ты мне уже крови попила» и прочее. В этих взаимных обвинениях люди убивают свою любовь. Получается зло на зло, вырастает такой снежный ком, что в итоге брак обречён.
Знаю и примеры, когда в семье появился со стороны мужа или со стороны жены интерес к кому-то, но люди не развелись. Они пережили это как испытание, которое позволило им задуматься, извлечь уроки. Если такой интерес стал возможным, значит, наши отношения несовершенны, что-то мы друг другу недодаем. И супруги не упрекали друг друга, а пытались мужественно эту ситуацию пережить, перетерпеть.
Встречались мне и такие истории, они большая редкость, это люди, которые нашли мужество отпустить другого человека без упреков. Ситуация напоминает притчу о блудном сыне: один человек вдруг говорит: «То, что ты мне даешь, меня не устраивает, я хочу пожить другой жизнью». В притче о блудном сыне отец отпускает сына с горечью, понимая, что он идёт не к лучшей жизни, но тем не менее, он не ограничивает его свободы; может быть, отец и призывал к здравому смыслу, но видя, что слова не действуют, все-таки его отпустил. В супружеской ситуации также один из двоих вдруг решает поискать лучшей жизни. Другой понимает, что он увлекся, есть сильное искушение, против которого он не может устоять. И решает на время его отпустить, продолжая за него бороться духовно, не упрекая его, а вознося за него молитвы, чтобы Господь его вразумил и простил его прегрешение. И вот когда женщина себя так ведёт, предельно жертвенно, великодушно, пытаясь перетерпеть, собираясь внутри себя в комок, надеясь на то, что мужчина способен одуматься, вспомнить о лучших годах жизни, вспомнить о тех чувствах, которые их связывали раньше. Когда женщина обращается за помощью к Богу, начинает молиться горячо и искренне, бывают такие случаи, когда вдруг к мужчине возвращается разум, он делает обратный шаг и просит прощения. Жизнь начинается заново, женщина находит силы его простить.
Вот что главное: у одного находятся силы просить прощения, с гордостью своей справиться, а у другого – находятся силы его великодушно простить. В этом случае люди объединяются ещё сильнее и продолжают свою жизнь с ощущением, что отношениями надо бесконечно дорожить. Потому что могут быть такие прецеденты: сегодня муж изменил, завтра жена изменила. Умение понять другого в трудную минуту искушения, не осуждать, а понять, что им движет, почему человек поддался, почему он ослабел и дать ему эту помощь и дружескую поддержку.
Другое дело, что в условиях, когда есть факт измены, я думаю, что жена должна поставить вопрос о прекращении интимных отношений. Пока продолжается измена на стороне, жена должна положить табу на физическую близость, иначе жена оказывается наравне с любовницей. Там любовница, тут любовница, и он ходит от одной к другой. Но ведь жена – это не любовница, она, прежде всего, помощница и друг, она помощница по жизни, не помощница по хозяйству. И если жена готова себя повести как друг в этой ситуации, она способна на эту жертву, ограничивая на какое-то время супружеские отношения, она показывает мужу, что существующее между ними больше постели, между нами есть, прежде всего, душевные, духовные нерасторжимые связи. «Ты для меня дорогой человек, поэтому я никогда не поменяю это на постель».
Опыт показывает, такое мудрое, великодушное и целомудренное поведение женщины заставляет мужчину одуматься. Он начинает её ценить как свою жену, как подругу, как любимого человека, который в трудную минуту его не оттолкнул, и как мать их общих детей. В этом случае женщина выигрывает, не просто в этой ситуации, но она выигрывает своё будущее. Мужчина, который пережил этот факт, увидел свою жену и оценил, какая она личность, он, конечно же, не будет стремиться уйти от неё.
Однажды пришла ко мне пара, и я хотела в ноги поклониться этой женщине, которая столкнулась с фактом измены. У мужа заладилось с работой, стал много получать, начал выпивать и ушёл к другой женщине. Она нашла силы его отпустить, без упреков. Развелись, он женился на другой, а потом попал в печальную ситуацию: на работе пропала большая сумма денег и, желая скрыть этот факт, он пошел на воровство, его осудили и посадили в тюрьму. Только оказавшись в тюрьме, когда от него вторая жена отказалась, он стал размышлять о жизни и понял, что его заключение не случайность, а наказание за грех. Он не был верующим человеком, но ясно увидел, что был в его жизни гадкий поступок, когда он бросил жену, ребёнка, ушёл к другой женщине. Он понял всё и дал себе обещание, что когда выйдет из тюрьмы, пойдет к своей жене и попросит у неё прощения, нисколько не надеясь его получить. Он пришел к ней спустя восемь лет. Она нашла в себе силы не только его выслушать, но и простить. Они снова поженились, венчались, стали ходить в храм. Я задала ей вопрос: «Что вы чувствуете, вы сейчас живете с человеком, который вас так обманул, предал, что дало вам силы так поступить?» Она сказала: «Вы понимаете, я его всегда любила, всегда верила, что он хороший».
Вот ещё свойство настоящей любви, которая «всё покрывает, всему верит». Настоящая любовь в своей самоотверженности способна покрыть недостатки другого человека, способна быть самозабвенной, великодушной любовью, которая видит только хорошее. Плохого как будто и нет, а казалось бы, плохого очень много. Вот она приняла его вновь и говорит: «Вы не представляете, какая я счастливая, у нас сейчас такие замечательные отношения». Человек предал, обманул, а брак, несмотря на это, стал крепче. Не всякая женщина так поступит и не всякая будет себя беречь, понимая, что он ушел к другой женщине. Она ведь сохранила ему верность, верила, что он хороший, она воспитывала ребенка, не искала другого мужчину. Она дала возможность ему насладиться этой кажущейся свободой. Точно как в притче о блудном сыне. Человек ушёл в далекую страну, ел-пил там, веселился, пока всё не растратил, потом был готов есть со свиньями их корм, вернулся домой с покаянием.
Кстати, когда люди венчаются, священник напоминает молодым притчу о блудном сыне. Церковь как мать дает напоминание, что в вашей жизни могут встретиться ситуации, когда, уважая свободу другого человека как личности, придется принять даже его неправильный выбор. Он может ошибиться, предать, но если между вами есть настоящая глубина чувств, вы сумеете это не осудить, а понять, сумеете правильно себя повести – таким образом, чтобы это привело его к покаянию, чтобы он мог вернуться с приобретением пусть горького, но опыта. Какая здесь премудрость заключена! А мы этого не слышим, священник нечто читает, совершается обмен кольцами, люди идут к венцу. А вот Церковь предлагает назидание, подготовку дает людям: вдумайтесь, что вам предстоит сложная жизнь. Вы полюбили друг друга, а вы готовы к тем испытаниям, что могут вам встретиться на пути, ведь каждый из вас может обмануть, предать, готовы ли вы быть другом в трудную минуту, когда это коснется вас?
У нас ведь другое мышление: око за око, зуб за зуб, ты мне изменил, я тебе изменю. Однажды ко мне пришла женщина, которой изменил муж. Она пошла к психологу, совершенно неверующему, и получила рекомендацию: ну и что, да он плохо сделал, обманул, предал, и вы ему измените. Самое печальное, она выполнила эту рекомендацию. Пришла ко мне и заливалась горькими слезами.
Если мы способны на то, чтобы любовью покрыть то зло, которое другой человек нам причиняет, для этого нам требуется духовный уровень понимания жизни. Глаза должны открыться на видение добра и зла. Когда всё примитивно, «я тебе, ты мне», мы очень быстро приходим к такой модели поведения, подружки-друзья нам это советуют: «отплати тем же». А когда у человека есть настоящая любовь, он никогда не будет размениваться, не будет искать суррогата. Даже если это любовь неразделённая, это страдания, но человек может с этой любовью продолжать жить.

                                                Ирина Мошкова, кандидат психологических наук

Есть ли у нас право на счастье?
«В конце концов, — сказала Клэр, — есть же у них право на счастье». Толковали мы о том, что случилось недавно по соседству. Мистер  М. бросил жену и ребенка, чтобы жениться на миссис Н., которая тоже развелась, чтобы выйти замуж за него. Никто не сомневался, что мистер М. и миссис Н. очень влюблены друг в друга. Если это не пройдет и если они не заболеют, разумно предположить, что они будут счастливы.
Не сомневались мы и в том, что в прежнем браке оба они были несчастливы. Миссис  Н. очень любила мужа, но он был ранен на войне, потерял работу, а судя по сплетням — и мужскую силу. Миссис  Н. долго с ним мучилась. Мучилась и миссис М.: она страшно подурнела — быть может, оттого, что извелась с детьми и вечно болевшим мужем. Все знали, что М. — не из тех, кто бездумно бросит жену, словно шкурку от высосанной сливы. Он ужасно страдал. «Но сами посудите, — говорил он, — что я мог поделать? Имею же я, в конце концов, право на счастье. Не мог же я терять свой единственный шанс».
А я пошел домой, размышляя о праве на счастье. Сперва я подумал, что это так же странно, как право на удачу. Ведь счастье наше, как и несчастье, в огромной степени зависит от не подвластных нам обстоятельств, и «право на него» звучит для меня не более осмысленно, чем право на высокий рост или хорошую погоду.
Мне понятно, когда право — это некая свобода, обеспеченная законами общества. Например, я имею право ездить по шоссе, если оно не входит в частные владения. Понимаю я и право как некое мое требование, поддержанное законом и соотносимое с чьим то обязательством. Скажем, я имею право получить от вас 100 фунтов, если вы мне их должны. Поскольку закон разрешает М. покинуть жену и соблазнить жену ближнего, значит, М. имеет на это право, и счастье тут ни при чем.
Я не считаю, что люди имеют ничем не ограниченное право на счастье.
Конечно, говоря о счастье, Клэр подразумевает счастье любовное — и потому, что она женщина, и по другой причине. Я в жизни не слышал, чтобы она применила этот принцип к чему нибудь еще. Взгляды у нее довольно левые, и она пришла бы в ужас, если бы ей сказали, что, в конце концов, безжалостный капиталист имеет право на счастье, которое для него — в деньгах. Кроме того, она не терпит пьяниц и ни разу не подумала, что для них счастье — в выпивке. Наконец, многие ее приятельницы были бы очень счастливы (я сам это слышал), если бы высказали ей в лицо несколько горьких истин. Но вряд ли она снизойдет к их желанию.
На самом деле она просто повторяет то, что уже лет сорок твердит западный мир. Когда я был очень молод, все прогрессивные люди говорили как один: «К чему это ханжество? Надо смотреть на половую потребность как на все наши прочие потребности». По простоте своей я им верил, но понял потом, что они имеют в виду совсем другое. Они имеют в виду, что к вышеупомянутой потребности надо относиться так, как мы ни к одной потребности не относимся. Цивилизованный человек всегда считал, что свои инстинкты и желания надо сдерживать. Если вы никогда не будете сдерживать инстинкта самосохранения, вас сочтут трусом. Если вы не будете сдерживать тяготения к наживе, вас сочтут жадным. Даже сну нельзя подчиняться, если вы — часовой. Но любая жестокость и любое предательство оправданны, если речь идет о влюбленности и страсти. Все это похоже на систему нравственности, согласно которой красть нельзя, но абрикосы красть можно. Если же вы начнете возражать, вам ответят рассуждениями или возгласами об истинности, красоте и даже святости страсти и обвинят вас в пуританском гнушении любовными радостями. Я этого упрека не приму. Если я считаю, что мальчики не должны красть абрикосы, значит ли это, что я вообще против абрикосов или против мальчиков? Быть может, я против краж?
Истинное положение дел затемняется и тем, что вопрос о мистере М. судят с позиции какой то «любовной нравственности». Обкрадывая сад, мы не грешим против законов «фруктовой нравственности». Мы грешим против честности. Мистер  М. согрешил против доверия, против благодарности и против обычной человечности.
Итак, наши любовные порывы — в особом положении. Они оправдывают все то, что при других обстоятельствах назвали бы безжалостным, нечестным и несправедливым. Я не считаю, что это верно, но причина этому есть, и вот какая.
По самой своей сути сильная влюбленность сулит нам несравненно больше, чем какая бы то ни было страсть. Все желания и страсти что то сулят, но тут и сравнения быть не может. Влюбившись, мы убеждены, что не разлюбим никогда и пребывание с «ней» обеспечит не какие то новые радости, а прочное и вечное счастье. Таким образом, на карту поставлено все. Если мы упустили этот шанс, жизнь наша прожита впустую. При одной этой мысли нам становится до смерти себя жалко.
Как на беду, обещания эти чаще всего не выполняются. Всякий взрослый человек знает, что все влюбленности проходят (кроме той, которую он испытывает сейчас). Мы прекрасно видим, чего стоят заверения наших друзей, что на сей раз это — настоящее. Мы знаем, что «это» иногда продолжалось, иногда — нет. Продолжается оно не потому, что так казалось поначалу. Когда двое людей обретают прочное счастье, они обязаны им не дикой влюбленности, а тому, что они — скажу попросту — хорошие люди, терпеливые, верные, милостивые, умеющие обуздывать себя и считаться друг с другом.
Признавая «право на счастье» (в этой области), перед которым ничто все обычные нормы поведения, мы думаем не о том, что бывает на самом деле, а о том, что нам мерещится, когда мы влюблены. Беды — вполне реальны, а счастье, ради которого их терпят и творят, снова и снова оказывается призрачным. Все, кроме мистера М. и миссис Н., видят, что через год другой у мистера М. будут те же основания покинуть новую жену. Он снова поймет, что на карту поставлено все. Он снова влюбится, и жалость к себе вытеснит жалость к женщине.
Скажу еще о двух вещах. Первое: общество, в котором неверность не считается злом, в конечном счете бьет по женщинам. Что бы ни утверждали песенки и шутки, выдуманные мужчинами, женщина гораздо моногамнее нас. Там, где господствует свальный грех, ей много хуже, чем нам. Кроме того, она больше нас нуждается в домашнем счастье. То, чем она обычно держит мужчину — ее красота, — убывает год от года, а с нами все иначе, потому что женщинам, честно говоря, безразлична наша внешность. Словом, в беспощадной войне за любовь женщине хуже дважды: и ставка у неe выше, и проигрыш вероятней. Я не согласен с теми, кого возмущает нынешняя женская напористость. Мне просто еще жальче женщин — значит, очень уж трудно им бороться.
Второе: я не думаю, что на этом мы остановимся. Если мы хоть где то возведем в абсолют «право на счастье», рано или поздно принцип этот заполонит все. Мы движемся к обществу, в котором признают законным всякое человеческое желание. А тогда, даже если техника и поможет нам сколько то еще продержаться, цивилизацию нашу можно считать мертвой и (я даже не вправе сказать «к несчастью») она исчезнет с лица земли.

автор

Какая любовь выше закона?
– Вот живет человек в браке, вдруг его посетило чувство к третьему человеку. Может ли это чувство быть любовью? И что делать в этой ситуации?
– Эта проблема возникает в любой семье, рано или поздно. Или один раз, или два раза, порой больше. Пережить такое испытание надо каждой семье, потому что люди живые и живут среди людей.
Ничего страшно в этом нет, если правильно к этому относиться. А как правильно относиться? Если мы в браке, то какие могут быть вопросы?
Мы любовь воспринимаем как некую вседозволенность, как будто она выше всех законов. Да, ты встретил женщину, к которой у тебя возникло чувство. Но у тебя есть двое детей, жена. Есть долг теперь. «Долг» – слово, которое мы не любим, но есть долг быть рядом с женой, воспитывать детей.
Тебе надо пережить это чувство. Переживи, помучайся, пострадай, исчезни на какое-то время, в зависимости от своих особенностей характера как-то реши эту проблему, зубами поскрипи. Ну что делать, напейся, другу в жилетку поплачься.
Любовь только и может быть жертвенной. Как только речь заходит о жертвенности, тогда и начинается любовь. Вот и прояви любовь к своей жене, которая дала тебе твоих детей. Любовь в семье – вот закон любви, который какая-то новая любовь не может отменить.
Всякое бывает, может, детей нет, а человек хочет быть отцом. Вот у старца Паисия говорится, что порой в счастливых семьях Бог не посылает своих детей, чтобы устроилась судьба какого-то сиротки. Можно усыновить, удочерить ребенка. Ну, перешагни через себя, через этот свой эгоизм.
У меня был знакомый, гулял по-страшному. Но говорил, что у него всё это красиво, у него это – чувство, а вот у других – измены. К себе таких понятий не применял, ему казалось, что у него всё другого порядка.
На самом деле у всех всё такого же уровня, всё называется одними и теми же словами. Если ты женился, то у тебя перед этим человеком долг, иначе надо было дальше прыгать по чужим подушкам и не жениться. А если ты женился, то – всё, оставляй все задние мысли и начинай воспитывать своих детей и беречь свою жену. Просто это наш долг, ну, скучное слово, но кто говорил, что нам будет всегда весело в этой жизни?
А сколько случаев, когда умный муж видит, что жена кем-то увлеклась, он перетерпит, и всё постепенно зарубцовывается, становится на свои места, и живут дальше хорошо. Запретим себе попрекать этим, простим.
В книжке «Какого цвета боль?» я рассказала о судьбе одной женщины. У неё всё было: здоровье, муж, достаток. Но случился служебный роман, она решила завоевать чужого мужа. И закончилось это тем, что в разговоре с его женой, а женские разговоры часто сложные, они стали драться, она схватила нож и ткнула её. Слава Богу, не убила. Получила семь лет. Но она побоялась отвечать, ей было стыдно, такой благополучной, начать совсем другую жизнь. Без паспорта, как была в зале суда, так и ушла в бега, скиталась несколько лет. И вот в тюрьме она сказала мне интересные слова: «Я умудрилась преступить все заповеди Божьи через эту историю. Поэтому я не срок мотаю, а отбываю наказание». Слава Богу, у неё хватило ума все разложить по полочкам. Есть надежда, что она выйдет из тюрьмы, и будет жить так, как надо. Но это очень дорогой путь к пониманию того, что можно, а чего нельзя.

                                                                   Писатель Наталия Сухинина

Свадьба в жизни только раз
Возникновение, принятие такого чувства – это уже измена, обман, ложь, пока не «материализовавшиеся». Так вот, причин измены может быть две.
Либо это неудовлетворённость человека семейной жизнью (и попытка компенсировать эту неудовлетворённость на стороне). Либо незрелость, несерьёзное отношение к семье. Такому человеку проще обвинить свою «вторую половинку», чем попытаться решить проблему. Это бегство от сложностей, обыкновенная трусость.
Оба эти решения бесплодны и трагичны. Есть такая мудрость, что мужчина мечется в поисках лучшей половины до тех пор, пока не поймёт, что все женщины одинаковы! Разве кто-то из девушек не хочет любви, семьи, детей, домашнего уюта? И потом, как быстро летит время. Я недавно увидел сегодняшние фото топ-моделей 15-летней давности – весь их лоск пропал за десяток лет; сколько девчонок сменилось на обложках глянцевых журналов за этот короткий период…
У Александра Розенбаума есть песня, которая должна исполняться в наших дворцах бракосочетаний вместо марша Мендельсона. Там есть такие слова: «свадьба, свадьба в жизни только раз, может два, а может три, но это не для нас».
В книге Дональда Миллера недавно я прочитал отрывок, который является ответом на вопрос, а что такого страшного в супружеской неверности?
«Я знал человека, который дважды изменил жене. Казалось бы, что тут такого?.. В первую же ночь после измены на пути их сердец встала каменная стена. У него появились тайны. Кое-что ему приходилось теперь скрывать от нее. Она пыталась любить, но он-то знал, что теперь её любви не заслуживает. Он не мог принять её нежности, потому что она любила человека, которого больше не существовало. Он играл роль. Он сказал, что чувствует себя актером в собственном доме».
То есть человек, который изменил, либо должен усыпить свою совесть, либо хранить в себе эту ложь до конца.
Ещё мне кажется, что в самом вопросе уже заложено противоречие, чувство и любовь – понятия разные. Чувства – это лишь эмоциональное состояние, а любовь – это состояние неисчерпаемое, безграничное, бесконечное, объединяющее в себе радость, мир, жертвенность, благость, милосердие… Возникает вопрос: так что мешает любить двоих, троих? Теоретически ничто. Но по этому поводу есть хорошая шутка: «Теоретически разницы между теорией и практикой быть не должно, но на практике она есть»… И духовный, и нравственный законы говорят нам о том, что это чувство называется грехом. Даже в мыслях – это уже грех.

                                                               Кирилл Танцирев, топ-менеджер

Не переступить грань
Это – испытание.
Что делать? Думаю, не нужно смаковать это чувство. Более того, не нужно даже придавать ему большого значения.
Мы с мужем очень общительные люди. У нас много общих знакомых – десятки, десятки людей. И у нас нет такого ограничения, что мы обязательно должны быть вместе, общаясь с кем-то. Как правило, мы действительно вместе, но это не исключает возможности того, что я, довольно часто могу встречаться с разными людьми, в том числе и другими мужчинами, по характеру своей творческой профессии. Мы понимаем, что ситуации могут возникнуть всякие, при любой встрече. Но мы очень доверяем друг другу.
Существуют разные уровни общения. Общаясь с посторонним мужчиной, я отвожу всему этому определенный уровень. Просто нужно найти эту грань, когда ты понимаешь, что не предаешь своего главного чувства.
И для каждой семьи существуют свои рамки такого доверия. Например, у кого-то деловая встреча мужа с незнакомой девушкой может вызвать большие переживания и подозрения. Потому что она знает его характер и понимает, что тут что-то странное, что он вдруг нашел время для этой встречи. А для кого-то – хоть каждый день встречайся, и в этом нет ничего подозрительного.
– И все-таки момент начального интереса к человеку другого пола у всех иногда возникает. В какой момент и как нужно ставить точку в этом процессе?
– Я делаю свой внутренний выбор. Для меня очевидно, что лучше моего мужа для меня никто быть не может. И еще я очень верю в святость брака.
Если бы у нас были какие-то серьезные проблемы, возможно, это было бы не так просто. Но, я надеюсь, что мы сумеем сохранить любовь. Преодолевая свой эгоизм ради любви, ты всегда получаешь потом большую награду, конечно. Не люблю я слово «жертвенность», но она очень помогает.

                                                                 Юлия Белова, артистка цирка

Эта тема находится в разделе Статьи о любви. Вы можете отслеживать отзывы на эту тему с помощью RSS 2.0 ленты или оставить комментарий к этой теме.

Это любопытно...

Эфирные масла - это ароматы для любви!
Великолепное средство для привлечения к себе внимания и гармонизации отношений между мужчиной и женщиной.
Вы сможете превратить романтический вечер в чарующий праздник, на котором вы сможете почувствовать себя Казановой или Женщиной-Вамп.
Узнать подробности и заказать >>>

Комментариев нет

Оставить комментарий

Что бы оставлять комментарии Зарегистрируйтесь, если вы уже зарегистрированы используйте функцию Войти